Главная » Статьи » Плёнки

О том как и где нужно применять плёнки Оракал
Постоянное улучшение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг требуют от производителей рекламы, применяющих плёнки ORACAL, непрестанного совершенствования технологии и практических навыков, а также приобретения и углубления знаний о материалах. Новые типы плёнок с улучшенными характеристиками для сольвентной печати, несомненно, вызовут интерес у создателей наружной рекламы.
О некоторых видах стандартных плёнок и специальных решениях для покрытия автомобилей пойдёт речь в этой публикации.
Сегодня трудно представить, что кто-то из производителей наружной рекламы не знает о самоклеящихся плёнках ORACAL. Они настолько широко и часто используются, что вошли в обиход разговорной речи как синоним для плёноксамоклеек. В арсенале изготовителей вывесок, постеров, лайтбоксов, POP-изделий и демонстрационных дисплеев имеется множество видов этих плёнок. Это самое первое средство для быстрого и наиболее экономичного формирования текстов и изображений на плоском носителе.
Ветераны наружной рекламы, которые ещё 30 лет назад работали в этой области, хорошо помнят, как эти цветные плёнки только появлялись и насколько они изменили технологию изготовления наружной рекламы — они просто совершили революцию. С тех пор арсенал плёнок значительно расширился как по видам, так и по областям применения. Несколько мировых компаний производят виниловые самоклеящиеся плёнки для плоттерной и печатной графики, и еще десятки компаний успешно конкурируют с ними в специализированных сегментах рынка.
Множество публикаций, руководств и Интернет-сайтов посвятили им тысячи страниц. И кажется, всё, что нужно производителю рекламы, — это прочитать об особенностях тех или иных плёнок, о технике приклейки, определить нужный тип для конкретного применения, а далее – дело техники.
Для людей творческой натуры технология аппликации ORACAL кажется довольно простой и не вызывает особого интереса. Однако, как говорится, нет предела совершенствованию. Несомненно то, что качество конечного рекламного продукта напрямую зависит от правильного выбора плёнки, от технологии применения и специфики объекта, на который она наклеивается. А выбирать есть из чего. Основной производитель — компания ORAFOL Klebetechnik GmbH — имеет в своем ассортименте порядка двух сотен серий плёнок, покрывающих практически все области применения самоклеящихся пленочных материалов.
Аппликация пленками ORACAL
C быстрым развитием технологии широкоформатной печати плёночная технология не сдала своих позиций, как это предрекали вначале, а даже наоборот, расширила диапазон применения и объём производства. Существует целый ряд задач, при выполнении которых без цветных виниловых плёнок просто не обойтись. И часто краскоструйная или шелкотрафаретная печать являются дополнением к плёночной аппликации в рекламе. Однако нужно помнить, что при изготовлении рекламы на основе плёнок ПВХ для высококачественной и долгосрочной рекламы необходимо учитывать несколько основных факторов:
1. Тип виниловых плёнок 2. Группа плёнок по применению 3. Тип клея 4. Цветовые пигменты 5. Температура и другие условия применения 6. Материал подложки 7. Размерные изменения со временем 8. Проблемы несовместимости различных серий плёнок друг с другом и с покрываемой поверхностью 9. Особенности технологии оклейки.
1. Типы виниловых плёнок
Существует две основные технологии и, соответственно, два типа плёнок: каландрированные и литые.
Технология каландрирования
Исходное сырьё — полимерный или мономерный винилсырец смешивают со специальными добавками, нагревают, пропускают через экструдер и многократно прокатывают через серию разогретых валков-каландров. Этим достигаются высокая точность поддержания заданной толщины плёнки и незначительные внутренние напряжения. Следующие операции — нанесение клея на одну сторону плёночного носителя, ламинирование слоя силиконизированной бумагой и сматывание в рулоны.

Таким способом изготавливается подавляющее большинство видов плёнок на всех производствах.
Эта технология проста, высокопроизводительна и поэтому стоимость поливинилхлоридных плёнок очень умеренна.
Исходный компонентный состав ПВХ плёнок играет существенную роль в конечном качестве, стабильности и цветостойкости материала. Перечень этих компонентов включает: пластификатор, который делает плёнку гибкой, пигмент, который придает пленке желаемый цвет, и добавки, которые помогают достичь определенных свойств. Например, абсорбенты УФ излучения улучшают стойкость к УФ радиации; термостабилизаторы, наполнители и вспомогательные технологические добавки способствуют улучшению технологии производства и свойств плёнок. Эти исходные компоненты выбираются исходя из уровня качества и стоимости.
Понятно, что для плёнок с ограниченным сроком службы от 1 до 3 лет часто выбирается наименее дорогое сырье на мономерной основе. Полимерные плёнки более устойчивы и стабильны при наружном использовании и предназначаются для более длительной эксплуатации — 5–7 лет.
Смешанные — мономер-полимерные пленки — имеют срок службы от 2 до 5 лет.
Плёнки, получаемые методом каландрирования, в процессе производства растягиваются в продольном направлении и незначительно — в поперечном, и имеют тенденцию к обратному сокращению размеров (усадке) при эксплуатации. Поскольку при термоциклировании (день–ночь, лето– зима) возникают механические напряжения в плёнке, то растянутые молекулярные цепочки стремятся к сокращению, что и приводит к усадке плёнки. С годами это проявляется в виде сокращения размеров вырезанных букв, образования грязного ореола вокруг контура из-за прилипания пыли и грязи к освободившемуся клеевому слою, разрыва плёнок и частичного отставания клеевого слоя от поверхности (подрывание краев). Со временем плёнка теряет эластичность и может прорываться в местах, где на оклеенной поверхности имеются щели или грубые неровности. Наиболее важная причина, определяющая срок службы, — это стойкость плёнки к выцветанию. Стойкость цвета, в свою очередь, определяется стойкостью пигментов к ультрафиолету, их концентрацией и защитными свойствами самой плёнки.
Стоимость каландрированных полимерных плёнок разных серий определяется исходным сырьём, толщиной плёнки, используемым типом пластификатора, количеством и видами стабилизирующих добавок и стоимостью цветных пигментов. Чем выше цветостойкость, тем дороже пигменты.
В экономичные серии пленок, например, мономерные, нет смысла добавлять дорогие, чрезвычайно стойкие к выцветанию пигменты, так как сам виниловый материал теряет свои прочностные свойства в течение 3–4 лет. Для полимерных пленок существует градация по сроку службы в зависимости от типа добавляемых пластификаторов и пигментов.
Каландрированные плёнки имеют ограниченную эластичность (или способность к растяжению) в холодном состоянии. Производитель — компания ORAFOL — рекомендует наносить плёнки только на ровные и гладкие поверхности.
Чтобы достичь качественного сцепления плёнки с криволинейной поверхностью, требуется предварительно нагреть плёнку термофеном, благодаря чему полимерная плёнка растягивается до 30%. Рабочая температура таких плёнок — от –40°С до +90°С.
Литьевая технология
Создание виниловой литой плёнки немного походит на выпечку пирога. «Виниловое тесто» начинается с рецептуры, состоящей из целого списка компонентов, известных как формула полимерной плёнки. Все компоненты добавляются в определенной последовательности в специальную ёмкость и тщательно размешиваются заданное время с определённой скоростью для получения очень однородной смеси. Эту жидкую массу, известную как organosol (органозоль), выливают через тонкую фильеру на движущуюся подложку, называемую литьевым листом, и затем пропускают через несколько печей для испарения растворителей. Когда растворители испаряются, остается тонкая твердая плёнка. Медленно движущаяся подложка, на которую выливается жидкая масса, и процесс высушивания без создания механического давления или растяжения плёнок определяют ее молекулярную структуру и великолепную размерную стабильность. Метод литья позволяет добиться не только малой толщины материала, но и великолепной однородности по толщине на всей площади.
Минимальная толщина литой плёнки — 35 мкм.
В результате данного метода производства плёнка исключительно устойчива, стабильна и характеризуется минимальными внутренними напряжениями. Литые плёнки практически безусадочны, то есть сохраняют стабильность размеров в течение всего срока службы.
Литые плёнки могут растягиваться в холодном состоянии без тепловой обработки, что позволяет осуществлять аппликацию на шероховатые, криволинейные, гофрированные поверхности. Они обладают способностью обволакивать сложные поверхности, например, с заклепками или выступающими болтами.
Плёнки этого типа обладают повышенной стабильностью в широком интервале температур — от –50°С до +110°С, более устойчивы к воздействию химических реагентов и ультрафиолетового излучения. Они лучше подходят для работы в агрессивных средах и при повышенных механических нагрузках, прикладываемых к рекламному носителю. Литые плёнки служат в среднем в 2–5 раз дольше и, как правило, рассчитаны на 7–10 лет наружной эксплуатации.
2. Группы плёнок по применению
Декоративные виниловые плёнки, используемые в рекламе, подразделяются на несколько групп, которые характеризуются технологией производства, технологией применения и назначением.
• Плоттерные плёнки ORACAL используются для производства вывесок, щитовой рекламы, оформления выставочных стендов, точек продаж, для рекламного оформления транспорта и указателей, для баннерной и световой рекламы, а также для интерьерного оформления.
• Плёнки для печати ORACAL предназначены для трафаретной, офсетной, краскоструйной печати, флексографии, печати методом термопереноса.
• Плёнки для цифровой печати ORAJET — для получения высококачественных изображений с помощью струйной печати чернилами на водной и сольвентной основе.
• Светоотражающие плёнки ORALITE обладают эффектом световозвращения и применяются в дорожных знаках, катафотах и указателях.
• Светонакопительные ORALUX — это светящиеся в темноте ПВХ плёнки, разработанные для маркировки запасных выходов и опасных мест. Фосфоресцентный эффект отличается высокой длительностью послесвечения.
• Защитные плёнки ORAGUARD — предназначены для ламинирования, защиты изображений от негативного воздействия ультрафиолета, влаги и истирания.
• Монтажные или транспортные плёнки ORATAPE — для переноса вырезанных на плоттере фигур, и клеящие плёнки ORASTAT, ORAMOUNT и ORABOND — двусторонние скотчи для приклейки изображений, фотографий, плоских рекламных изделий из пластиков и других материалов.
3. Тип клея
Клей с постоянным прилипанием (перманентный) изготавливается на акриловой основе. Также имеется клей специального назначения на основе бутадиенового каучука для поверхностей с малой силой поверхностного натяжения — полиэтилен, полипропилен и др. Клей обычно наносится на поверхность плёнки с помощью распыления (клей на водной основе — water dispersion) или с помощью роликового нанесения (клей на основе растворителей — solvent base).
Плёнки с клеем на водно-акриловой дисперсии, как правило, применяются для ровных поверхностей с небольшим сроком службы. Сольвентный клей имеет более широкий диапазон применения и разделяется по силе адгезии на сильный, удаляемый (removable) и слабый.
Совет! Не рекомендуется применять мокрый способ оклейки плёнок на водно-дисперсионной основе на прозрачные подложки, так как остаются белесые разводы.
4. Цветовые пигменты
Как правило, срок службы виниловых плёнок определяется цветостойкостью и сохранением прочностных параметров. Устойчивость цвета прозрачных, черных и белых плёнок наиболее высокая. Если на каландрированную плёнку дается гарантия 5–10 лет службы, то за этот срок цвет сохраняется в рамках технического допуска. Чем выше стойкость цвета пигмента, тем он дороже.
Особый ряд пигментов на основе флуоресцентных красителей характеризуется довольно яркими цветами.
Флуоресцентные краски в сумерках как бы светятся и заметны лучше других. Но такие пигменты быстро разрушаются под воздействием солнечной УФ радиации — примерно за 6–12 месяцев. В интерьере флуоресцентные плёнки могут служить 2–3 года и даже больше. Компания ORAFOL предлагает более стойкие к УФ радиации флуоресцентные плёнки с удвоенным сроком службы — серия ORACAL 7510 Fluorescent Premium Cast — до 2-х лет наружного применения.
5. Температура и другие условия применения
Температура оклейки и температура эксплуатации всегда приводятся в перечне технических данных пленок. Когда оклейка плёнки происходит при температуре ниже рекомендуемой, то клеевой слой заметно теряет свои адгезионные свойства, и прочность сцепления плёнки падает. Именно поэтому температура, при которой осуществляется оклейка, должна быть достаточно высокой для прочного «схватывания» клеевого слоя и поверхности. Наиболее важное влияние на срок службы плёнки оказывает температура эксплуатации готовой аппликации. Стандартно срок службы дается для среднеевропейского климата, т.е. среднегодовая температура составляет 22,5°C. Поэтому если плёнки работают в условиях экстремальных температур, срок их службы будет значительно сокращён.
6. Материал подложки
Тип поверхности оказывает самое непосредственное влияние на поведение плёнки и срок службы аппликации.
Недопустимо оклеивать поверхность, на которой имеется грязь, масляные пятна или ржавчина. Самоклеящаяся плёнка также будет плохо держаться на поверхности с мелкими неровностями (штукатурка, рёбра, щели, выпуклости и впадины). Для прочного удержания плёнки необходимо тщательно очищать поверхность перед оклейкой. Используемые разновидности акрилового клея плохо держатся на полиолефиновых пластиках (полиэтилен, полипропилен и др.) и не держатся на поверхностях, содержащих силиконы, фторопласт (тефлон). Кроме того, подложки, которые выделяют пластификатор — баннеры, тенты, брезенты — также могут сильно влиять на прочность приклеивания плёнок.
7. Размерные изменения со временем
При наружном применении виниловых плёнок воздействует два основных фактора, которые приводят к размерным изменениям или к усадке: температура и солнечный свет. Литые плёнки практически не имеют усадки. В конце гарантийного срока усадка составляет 0,1 мм, в то время как каландрированные плёнки, например, серии 641, через 2 года эксплуатации на улице могут дать при тех же условиях 0,4 мм. Большая усадка приводит к разрыву символов на рекламных щитах или вывесках, а также к образованию грязного ореола по контуру букв. Значительная усадка каландрированных плёнок — это одна из главных проблем, с которыми сталкиваются производители рекламы. Следует учитывать, что усадка происходит только вдоль прокатки плёнок, а в поперечном направлении усадка настолько незначительна, что ею можно пренебречь. Разные типы плёнок имеют отличающиеся параметры размерной стабильности, поэтому их не рекомендуется наслаивать. В противном случае может происходить отрыв от поверхности или образование волн.
8. Проблемы несовместимости пленок друг с другом и с покрываемой поверхностью Мономерные и полимерные плёнки кроме того, что имеют различное исходное сырье, также содержат различные виды пластификаторов, которые служат для придания плёнкам гибкости и эластичности. Плёнки с разными типами пластификаторов не могут использоваться совместно. Поэтому профессиональные производители рекламы никогда не будут использовать в одной аппликации наслоение полимерных и мономерных плёнок. Вследствие взаимного проникновения пластификаторов обе плёнки будут со временем портиться (давать усадку, отслаиваться, загрязняться). Качество аппликации будет быстро ухудшаться, несмотря на использование, казалось бы, дорогих и долгосрочных плёнок.
Вторая причина несовместимости — это неподходящая подложка. Лучше всего для аппликации плёнок подходят пластиковые подложки — листы ПВХ, акрила, ударопрочного полистирола и некоторые другие. Коэффициент термического расширения пластиков незначительно отличается от плёнок, и при тепловом расширении плёнка как бы отслеживает размерные изменения подложки. Однако некоторые пластики не рекомендуются для использования в качестве подложки для аппликации. Это поликарбонат. Он обладает низкой химической стойкостью к сольвентному клею, и еще больше ему вредит пластификатор, который со временем может проникнуть из плёнки в подложку. В этом случае пластик становится хрупким.
Пористые поверхности, которые могут впитывать влагу, также являются проблемными для самоклеящихся пленок.
Это, например, такие материалы, как фанера (не ламинированная), панели ДСП, ДВП, асбестоцементные плиты относятся к проблемным с точки зрения применимости самоклеящихся плёнок.
9. Особенности технологии оклейки
Существует два способа оклейки: по сухому и по мокрому.
У сухого способа имеются особенности, которые нужно учитывать при аппликации. Виниловые плёнки обладают способностью растягиваться, и если применять ракель из резины, то из-за значительного трения можно допустить локальное растяжение плёнки, что приводит к образованию морщин или складок. Даже если произведена аппликация без кажущихся поверхностных дефектов, все равно плёнка остается напряженной, и со временем это может проявиться в виде растрескивания и отклеивания краёв. Для использования такого ракеля можно его обернуть мягкой тканью или смочить поверхность плёнки. Практика показывает, что лучше всего подходят ракели из войлока или фетра. Можно также применять полипропиленовые ракели. Нанесение плёнки сухим методом рекомендуется только для небольших изображений. Для мокрого способа оклейки характерно более равномерное расположение и минимальное натяжение плёнок, а также беспроблемное удаление пузырьков воздуха. При необходимости совмещения символов мокрый способ также обеспечивает более точное расположение частей.
При совмещении разных цветов плёнок всегда необходимо производить наложение или нахлест не менее 0,5 мм для размеров букв до 20 см и не менее 3 мм — при 100 см.
В случае, если соединяется плёнка одного и того же цвета, следует использовать плёнку из одного рулона или одной партии и размещать плёнки в одном и том же направлении относительно намотки в рулоне. Это обеспечит одинаковую усадку, одинаковый цвет и изменения оттенка цвета со временем.
На какие пленки ориентироваться рекламомейкеру?
Интересно, что наиболее известные изготовители отличаются от мелких компаний широтой спектра изготавливаемых плёнок. Понятно, что нельзя на одной установке делать одинаково хорошо разносортные продукты. Поэтому у ведущих производителей задействовано более десятка установок.
Более мелкие фирмы, предлагающие самоклеящиеся плёнки под своим именем, как правило, не имеют своего оборудования или имеют несколько небольших машин. Они стараются обратить внимание на свою продукцию не столько за счет её стабильности и качества, сколько за счёт увеличенного набора цветов довольно узкого ассортимента плёнок. Кроме того, назначение и сферы применения плёнок искусственно расширяются на области, где они вообще не применимы. Например, транспортное применение — реклама на трейлерах, облицовка автомобиля или маркировка самолета требуют использования исключительно высококачественных каландрированных плёнок премиум-класса или литых плёнок. В современных рыночных условиях, когда спрос на рекламу значительно увеличился, наблюдается чёткая тенденция в повышении требований к качеству. От правильного выбора материала во многом зависит престиж, надёжность и уровень благополучия рекламиста. Те, кто предпочитает стабильность качества не только от партии к партии, а из года в год, остановились на самоклеящихся виниловых плёнках от немецкой компании ORAFOL. Такой выбор оправдан годами стабильной работы с минимальным резервированием средств на восстановление первоначального вида изделий наружной рекламы.

Категория: Плёнки | Добавил: Administrator (08.11.2010)
Просмотров: 7089 | Рейтинг: 5.0/6
More info
Image gallery
contact
Phone: +375-29-127-87-59 Email: sergios@marinidis.by
Marinidis Sergios
Pushkina ave.56 flat 55
Minsk, 220073 Belarus
Location in google Maps